Главная » Статьи » Святые иконы России |
Исцеления от чудотворного образа
В нашей Церкви есть обычай молиться перед Феодоровской иконой Божией Матери о благополучном разрешении от бремени. Прибегать к этой иконе как помощнице в родах благословлял святой Амвросий, великий старец Оптиной пустыни. «Есть православное предание, – писал он, – что в этих случаях прибегают к Божией Матери по названию иконы Феодоровской... Можете ежедневно... молиться Царице Небесной, читая Ей не менее двенадцати раз в день „Богородице Дево, радуйся“, хоть с поясными поклонами. Столько же раз читать и кондак Ей: „Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Ты бо есмы рабы: да не постыдимся“». Конечно, благодатную помощь от иконы получали не только роженицы. Еще в летописях описаны многочисленные случаи чудесных исцелений возле этой иконы: от падучей болезни выздоровел юноша Михей; обрели зрение слепые Антонида, Параскева, Ирина; Матрена исцелилась от паралича руки, Фотиния от расслабления ноги... А вот интересный случай исцеления от беснования. 4 мая 1634 года древнюю Феодоровскую икону обновили по приказу царя Михаила Федоровича. Когда образ вернули в церковь и отслужили перед ним молебен, архимандрит Ипатьевского монастыря Тихон осенил крестом всех присутствовавших. В толпе в это время был бесноватый юноша по имени Моисей. Все тело его опухло и покрылось струпьями. Вдруг нечистый дух потряс его и ударил о землю; глухо вскрикнув, юноша заскрежетал зубами, испуская изо рта клубы пены. Архимандрит Тихон, увидя это, подошел к нему, осенил его крестом и покропил святой водой. Отрок вскочил на ноги. Народ в испуге попятился, думая, что это новый припадок беснования. Моисей же подошел к иконе, упал перед ней на колени и со слезами молился. Вдруг все бывшие там увидели, что он совершенно пришел в себя, опухоль исчезла, даже струпья спали, как чешуя. Другие чудеса от иконы Во второй половине XIII века загорелся соборный храм Костромы, где тогда находилась икона. Пламя быстро охватило деревянную церковь, икону вынести не успели. К пожару сбегался народ, известили князя Василия Георгиевича. Гибло самое дорогое, самое святое; отовсюду были слышны стоны и вопли. И вдруг люди увидели «на воздусе икону Божией Матери стоящу, аки руками ангельскими держиму». Икона стояла в воздухе над самым пламенем пожара. Многие жители Костромы были свидетелями этого чуда; в едином порыве князь, духовенство, народ восславили Богородицу. Икона спустилась на землю и стала посреди площади. Народ на едином дыхании взывал: «Господи помилуй!» Многие не прекращали молитвы весь день и всю ночь. Описание Феодоровской иконы Божией Матери Поясное изображение Богоматери. На Ее правой руке сидящий Младенец, Который припал левой щекой к правой щеке Богоматери. Левая рука Богоматери направлена к Младенцу. Правая ручка Младенца протянута к левому плечу Богоматери, левой ручкой он обхватывает Ее шею. Феодоровская Божия Матерь очень напоминает Владимирскую; главным ее отличием является обнаженная по колено левая ножка Младенца Иисуса Христа. Иконографический тип – «Умиление». Как известно, Феодоровская икона сыграла важную роль при венчании на царство первого царя из династии Романовых. Марфа, мать Михаила Федоровича, никак не соглашалась отпускать юношу на царство. Только при виде святой Феодоровской иконы она изменила свое решение. «Тебе, Владычице, вручаю сына моего! – сказала она. – Да будет Твоя святая воля над ним». Избранный царь немедленно был возведен на престол. Так Феодоровская икона стала святыней дома Романовых.25 Во введении приводились случаи чудесного обновления икон. Феодоровская Божия Матерь, наверное, единственная из всех икон, которая совершила обратное чудо: однажды образ потемнел и стал почти черным. Это произошло незадолго до отречения Николая II, царя-мученика, последнего императора из династии Романовых. Интересно, что чуть ранее злополучного марта 1917 года икону осматривали реставраторы и ее состояние было признано удовлетворительным. Богоявленско-Анастасиинский монастырь Основателем Богоявленской обители является старец Никита, ученик и сродник преподобного Сергия Радонежского. Память его сохраняется и чтится в монастыре. В создании монастыря, который впоследствии стали называть Богоявленско-Анастасиинским, принимала участие и Анастасия Романовна, первая жена Ивана Грозного. Монастырь часто сгорал, но каждый раз восстанавливался. В юго-западной башне монастырской ограды был устроен храм во имя Смоленской иконы Божией Матери. Здесь во время пожаров 1779-го и 1887 годов стены башни, на штукатурке которой мастера изобразили лик Богоматери, охвачены были волнами пламени, однако святая икона и даже ее деревянный киот чудесно остались совершенно невредимыми; с той поры икона эта особенно чтилась. Подобное чудо произошло и с образом святителя Николая Чудотворца, написанным на древней стене в часовне (на юго-восточной стороне). Что касается главной святыни Костромы, Феодоровской иконы, то в годы советской власти, когда разрушались кремлевские храмы Костромы, она несколько раз меняла место. (Теперь даже трудно подсчитать, сколько всего храмов сменила чудотворная икона начиная с XII века.) Но даже в эти годы святыня всегда находилась в действующем храме и перед ней никогда не смолкала молитва. Сейчас икона находится в соборе Богоявленско-Анастасиинского монастыря, в деревянном киоте у правого клироса. В дни празднований Феодоровской иконы (16 / 29 августа – день явления иконы князю Василию и 14 / 27 марта – избрание на царство Михаила Романова) в монастырь устремляется множество паломников. | |
Просмотров: 1067 | |
Всего комментариев: 0 | |