Главная » Статьи » Святые иконы России |
Иконы – действующие христианские святыни
Иконы даны христианам, чтобы помогать им в молитве. В жизнеописании подвижницы VI века, преподобной Марии Египетской, рассказывается, как со слезами молилась она перед иконой Богородицы в Иерусалимском храме и вдруг «в страхе, ужасе и вся трепеща» получила ответ на все свои молитвенные прошения. Великий святой ХХ столетия, преподобный Силуан Афонский († 1937) стяжал дар непрестанной молитвы стоя перед изображением Богородицы: «Когда я был молодым послушником, однажды молился я пред иконой Божией Матери, и молитва Иисусова вошла в сердце мое и сама стала там произноситься... О, когда бы мы знали, как любит Пресвятая всех, кто хранит заповеди Христовы, и как жалеет и скорбит о тех, которые не исправляются. Я испытал это на себе. Не лгу, говорю пред лицом Бога, Которого знает душа моя: духом я знаю Пречистую Деву. Я ее не видал, но Дух Святой дал мне познать Ее и ее любовь к нам». Другой подвижник XX столетия, старец иеросхимонах Сампсон Сиверс (ум. 1979) был по рождению англичанином и воспитывался матерью в протестантской вере. Всю свою юность он посвятил поискам истины, пытаясь разобраться, кто прав: протестанты, православные, католики или армяне. Озарение, по его собственным словам, пришло к нему внезапно, когда он молился в петербургской часовне перед образом Спаса Нерукотворного. «При молитвенном цветении высоких подвижников иконы неоднократно бывали не только окном, сквозь которое виделись изображенные на них лица, но и дверью, которою эти лица входили в чувственный мир, – пишет о. Павел Флоренский. – Подобные явления испытывались многими, и далеко не подвижниками: я разумею то острое, пронзающее душу чувство реальности духовного мира, которое, как удар, как ожог, внезапно поражает едва ли не всякого, впервые увидевшего священнейшее произведение иконописного искусства. Тут не остается и малейшего места помыслам о субъективности открывшегося через икону, таким живым, таким бесспорно объективным и самобытным предстоит оно взору, духовному и телесному равно. Как светлое, проливающее свет видение открывается икона... Таково действие Троицы Рублева, таково ни с чем не сравнимое впечатление Владимирской Божией Матери...» Это «острое, пронзающее душу чувство реальности духовного мира», о котором говорит о. Павел Флоренский, может испытать и любой из нас. «Один мой знакомый некоторое время служил алтарником в храме, – рассказывает священник Владимир Емеличев. – Будучи тогда новообращенным христианином, он не понимал многого из того, что касается веры. Однажды его заинтересовал вопрос, почему верующие с таким благоговением прикладываются ко святым иконам, что они от этого духовно получают. Он тоже прикладывался к иконам, но делал это более потому, что так делают все верующие. Как-то, когда пришел он заранее к службе, обошел по ряду почти все иконы, прикладываясь к ним. Когда же он приложился к чтимой иконе „Нечаянная радость“ и мысленно помолился Богородице, то внезапно много какой-то удивительной теплоты пролилось от иконы в его сердце. Душа растеплилась, сердце как бы таяло, горело, и ему было необыкновенно хорошо. Какие-то мгновения ощущал он этот льющийся в него поток благодати, а потом действие его стало ослабевать. Подходили к иконе уже другие верующие, а он, ошеломленный, ушел в алтарь. Таким образом, он на опыте узнал, почему верующие так чтут святые иконы, получив особую милость от Бога и Пречистой Матери Его. С тех пор он с благоговением стал лобызать святые иконы в храме и с особым чувством – чтимую икону Божией Матери „Нечаянная радость“».3 Выше мы упомянули об удивительных чудесах от икон. Не каждый верующий станет свидетелем подобных знамений, однако любой православный христианин может надеяться на другое чудо. Это чудо состоит в его внутреннем духовном обновлении при общении с иконой. Об этом хорошо сказал современный поэт Николай Смирнов: Я касаюсь робкими устами Тонкого иконного стекла — И душа, пронзенная грехами, Хоть на миг становится светла. | |
Просмотров: 912 | |
Всего комментариев: 0 | |