Главная » Статьи » Фольклор в ветхом завете

Легенды, объединяющие оба мотива


Некоторые легенды о происхождении смерти содержат в себе оба мотива -
извращенного известия и сбрасывания кожи. Так, племя галла (в Восточной
Африке) приписывает смерть человека и бессмертие змей ошибке или злому
умыслу некой птицы, которая исказила порученную ей богом весть о вечной
жизни. Эта роковая для всего рода человеческого птица - черного или
темно-синего цвета, с хохолком на голове и с одним белым пятном на каждом
крыле. Она садится на верхушки деревьев и издает жалобный крик наподобие
блеяния овцы; галла называют ее поэтому holawaka, то есть "божья овечка", и
объясняют ее тоску следующей легендой. Однажды бог послал эту птицу объявить
людям, что они не будут умирать и, становясь старыми и слабыми, будут
сбрасывать с себя свою кожу и таким образом возвращать молодость. Как современный метод диагностики заболеваний ротовой полости дентальная томография широко применяется в нашей клинике.В
подтверждение своего поручения бог дал птице хохолок как знак ее высокого
назначения. И вот птица улетела, чтобы передать человеку радостную весть о
бессмертии; но не успела отлететь, как встретила змею, которая ела падаль на
дороге. Птица жадно посмотрела на падаль и сказала змее: "Дай мне немного
мяса и крови, и я расскажу тебе о послании бога". - "Мне нет никакой
надобности знать об этом", - ответила сердито змея, продолжая есть. Но птица
так настаивала, что змея наконец довольно неохотно согласилась. Тогда птица
сказала: "Вот в чем состоит послание: люди, состарившись, будут умирать, а
вы, змеи, состарившись, будете сбрасывать свою кожу и вновь молодеть". Вот
почему люди, достигнув старости, умирают, змеи же выползают из своей старой
кожи и становятся молодыми. А нерадивую или злонамеренную птицу за грубое
искажение данного ей поручения бог покарал мучительной болезнью, от которой
она страдает и поныне; поэтому-то она и кричит так жалобно на верхушках
деревьев. Меланезийцы, живущие по берегам полуострова Газель на Новой
Британии, рассказывают, что добрый дух То-Камбинана любил людей и хотел
сделать их бессмертными. Поэтому он позвал своего брата То-Корвуву и сказал
ему: "Ступай к людям и открой им тайну бессмертия; вели им сбрасывать
ежегодно свою кожу; таким путем они будут ограждены от смерти, жизнь их
будет постоянно возобновляться; а змеям скажи, что они отныне должны
умирать". Но То-Корвуву плохо исполнил поручение, ибо приказал людям
умирать, а змеям передал секрет вечной жизни. С этого времени все люди стали
смертными, а змеи стали ежегодно сбрасывать с себя кожу и никогда не
умирают. Подобная же легенда о происхождении смерти существует в Аннаме.
Некий Нгок-Хоанг послал с неба вестника к людям сообщить им, чтобы они,
когда состарятся, меняли кожу, после чего будут жить вечно, а змеям
объявить, что, состарившись, они будут умирать. Вестник явился на землю и
объявил довольно правильно: "Когда человек становится старым, он должен
сбрасывать свою кожу, но, когда змеи становятся старыми, они должны умереть
и быть положены в гроб". Все шло благополучно, но, к несчастью, случилось
так, что поблизости оказался выводок змей, и когда они услышали
произнесенный над их родом приговор, то пришли в бешенство и сказали
вестнику: "Ты должен повторить эти слова наоборот, не то мы тебя укусим". И
испуганный вестник сказал: "Когда змея состарится, она будет сбрасывать свою
кожу; когда же человек состарится, он умрет и будет положен в гроб". Вот
почему ныне все создания подвержены смерти, одна лишь змея, доживши до
старости, сбрасывает свою кожу и живет вечно.
Заключение.
Итак, исходя из аналогии с луной или с линяющими животными, первобытный
философ пришел к заключению, что первоначально некое благожелательное
существо предназначило в удел человеческому роду вечную юность, что человек
даже действительно наслаждался таковой и что, если бы не какое-то
преступление, несчастье или просто ошибка, человек никогда бы не расстался с
этим счастливым даром. Люди, которые связывают свою веру в бессмертие со
сменой кожи у змей, ящериц, жуков и прочих животных, естественно, смотрят на
них как на своих ненавистных соперников, лишивших человечество великого
блага, предоставленного ему богом или природой. Отсюда легенды о том, как
могло случиться, что столь несовершенные создания сумели отнять у нас этот
бесценный дар. Подобные легенды широко распространены по всему миру, и было
бы удивительно не встретить их среди семитов. Предание о грехопадении
человека в III главе книги Бытие есть, по-видимому, сокращенная версия мифа
дикарей. Лишь немногого не хватает для довершения сходства библейского
предания с аналогичными мифами, встречающимися у дикарей во многих местах
земного шара. Главный, почти единственный пробел - это умолчание библейского
автора о том, что змея вкусила плоды от древа жизни и что следствием этого
для нее явилось бессмертие. Нетрудно объяснить причину такого пробела.
Рационализм, характерный для всего еврейского рассказа о сотворении мира,
лишил вавилонскую традицию ее гротесковых черт - и тех, что украшали, и тех,
что уродовали ее, - и, конечно, не мог согласиться с утверждением о якобы
бессмертии змей; редактор окончательного варианта этого рассказа решил
избавиться от такой обидной для верующего подробности, просто стерев в
легенде все места, связанные с ней. Однако зияющий пробел, который остался
после его правки, не ускользнул от внимания комментаторов, безуспешно
пытающихся понять ту роль, которая отводилась в этом рассказе древу жизни.
Если я не ошибся в своей интерпретации этой легенды, значит, благодаря
сравнительному методу тысячелетия спустя удалось отреставрировать древний
холст, восстановив во всей примитивной грубости те варварски-яркие краски
рисунка, которые были смягчены или стерты искусной рукой еврейского
художника.


Категория: Фольклор в ветхом завете | Добавил: vsyvera (26.11.2010)
Просмотров: 2596 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]