Главная » Статьи » Ближний Восток — колыбель Православия |
Связь с Россией
Связь с Россией восходит в самую глубокую древность, ибо первый митрополит Киевский Михаил был родом из Сирии и учеником 95-го Антиохийского Патриарха Иоанна. А «Михаилу обязаны мы всем: первым насаждением Христовой веры на нашей земле, первым монастырем: Злотоверхим, Михайловским, первым учащимся! Так при самом начале у нас христианской веры, мы всегда видим связь между Антиохией и Русской Церковью» (Шеверов. Антиохийская Церковь. СПБ. 1850 г. стр. 12-ая). Митрополит Макарий в Истории Русской Церкви (Москва 1883-й год), отмечает беспрерывную помощь, оказываемую, Россией «4-м патриархам православным, не имеющим другого покровителя, кроме твоей царственности» (из письма Патриарха Александрийского Мелетия Пигос — царю Феодору Ивановичу). В 1586-м году, Патриарх Иоаким, первый из Антиохийских, да и вообще Восточных Патриархов, посетил Россию. Во время его пребывания в Москве, Борис Годунов высказал ему желание православной Руси иметь у себя своего Патриарха. Мысль об учреждении патриаршества в России Патриарх Иоаким одобрил и, возвращаясь на Восток, поддержал русскую просьбу перед Патриархом Константинопольским Иеремией. Последний в свою очередь вскоре отправился в Москву и в 1589-м году принял участие в соборном избрании Митрополита Московского и всея Руси, Патриархом. Необходимо отметить, что, едучи в Москву, патриарх Иоаким проехал через Литву. В городе Гродно ему был представлен на одобрение устав Львовского братства, которое сыграло первенствующую роль в деле сохранения православия в Юго-Западной Руси. Во второй половине XVII-го века на Русь прибыл Антиохийский Патриарх Макарий. Он объехал всю Россию и всюду был торжественно принят. Кроме того он сыграл большую роль в истории русской Церкви, поддержав Патриарха Никона в его деле исправления книг и обрядов на соборах 1656-го и 1666-го года, которые осудили старообрядцев. Личная, непосредственная связь прекращается до середины XIX-го в., но не прекращалась постоянная помощь России Церкви антиохийской деньгами, иконами, церковной утварью. В 1848-м году в Россию прибыл Митрополит Илиокольский Неофит, посланец патриарха Мефодия (1823–1850). Митрополит Неофит приехал просить помощь в деле учреждения в Сирии духовного училища, типографии и восстановления храма Св. Николая в Дамаске. Просимая помощь была оказана. Сверх просимого, Митрополит Московский Филарет предоставил Антиохийскому патриархату церковь для подворья в Москве (недавно почивший патриарх Александр III-й был с 1900 г. по 1903 г. настоятелем этого подворья) и отпечатал для Патриархата антиминсы. В конце XIX-го в., когда в Антиохийской Церкви шла борьба арабского течения с греческим, возникшая из-за назначения на патриарший престол грека, Русская Церковь подлежала арабскую тенденцию, в результате чего в 1897-м году избран был патриархом араб — Мелетий. Его преемник, Григорий IV-й, вошедший на престол в 1906-м году, прибыл в Россию в 1913-м году в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых. Приглашение Патриарху было послано как следствие деятельных хлопот Владыки Антония (Храповицкого). Прием, оказанный Патриарху, был особенно торжественный. Во время его пребывания в России, Патриарх принял участие в нескольких архиерейских хиротониях, среди которых архимандрита Алексея — ныне Патриарха Московского. Принял участие Патриарх в торжествах прославления Святителя Ермогена. Впечатление от торжеств и приемов было омрачено отказом государственной Думы в пособии в 50.000 рублей, просимых Патриархом для церковно-просветительных нужд. Часть просимой суммы все же была собрана Святейшим Синодом среди наиболее богатых монастырей. Отбыл Патриарх, увозя Св. Антиминсы (до сих пор в богослужебном употреблении) и 60 фунтов Святого Мира. Мировая война (1914-го года) прекратила сношения с Россией. Но Святейший Патриарх Григорий внимательно следил за событиями на русской земле и, когда Константинопольский Престол признал Живоцерковное движение, как истинную Русскую Православную Церковь, Патриарх Григорий IV-Й объявил живоцерковников «богоборным сатанинским сборищем» и решение Константинопольского Патриарха назвал «совершенно недопустимым, весьма прискорбным и ни на чем не основанным». В своем послании от 20-го июля 1925-го года, Патриарх признавал «единственно законной высшей церковной властью Всероссийского Патриарха Тихона». Защищая гонимую Церковь в России, Блаженнейший Григорий IV-й не оставил без внимания Ее представительницу за рубежом. Непосредственно после эвакуации Крыма он послал жившему тогда в Константинополе митрополиту Антонию (Храповицкому) приглашение прибыть в «великий град Божий Антиохию». Митрополит Антоний смог посетить Святую Землю лишь в 1924-м году. Почитая Митрополита Антония как виднейшего, если не самого выдающегося, православного богослова наших дней, Патриарх Григорий IV-й с Митрополитами Герасимом Бейрутским и Александром Триполитанским, предоставил средства на издание «Опыта христианского православного катехизиса», составленного Владыкой Антонием. Этот катехизис отвечал многолетним просьбам митрополиту составить новый катехизис, освобожденный от западной схоластики, начавшей проникать в наше отечественное богословие в XVII-м веке. купить диплом колледжа мэси | |
Просмотров: 2041 | |
Всего комментариев: 0 | |