Главная » Статьи » Ближний Восток — колыбель Православия |
Национализация Суэцкого канала
Аб-дел-Нассер, не желая оставаться в положении побежденного и стремясь во что бы то ни стало найти источник дохода, объявляет 26-го Июля 1956-го г., «всем, всем, всем» о том, что египетское правительство национализирует Суэцкий канал, приносящий «Международной компании Суэцкого канала» 73 мил. дол. дохода в год. Решаясь на этот шаг, Нассер, вероятно, не предвидел, что своими действиями он выявит неустойчивость взаимоотношений западных ведущих держав. Суэцкий канал длиной в 148 км был торжественно открыт 18-го ноября 1869 г. Сооружен он был по проекту и под наблюдением французского инженера Фердинанда дэ Лессеп. Путем отрыва 75 мил. куб. м. земли и ила, путь кораблей, шедших из Европы в Индию или в обратном направлении, сокращался на 18.000 км. Было создано «Международное Общество морского Суэцкого канала». В Порт-Саиде Общество организовало мощную базу с починочными мастерскими и группу лоцманов. Международная Константинопольская конференция определила 29-10-1888 г., что канал будет всегда доступен всем купеческим или военным кораблям без различия их национальности. Заботу о канале с технической и административной стороны взяла на себя Франция в качестве главного пайщика. Англия, как второй по значению пайщик, обязалась охранять канал и в случае надобности защищать его. В качестве носителя «меча» Англия имела право запрещать проход через канал «некоторым судам и в некоторых обстоятельствах». В категорию «некоторых судов», находящихся в «некоторых обстоятельствах», попали линейные корабли эскадры Адмирала Рождественского во время Русско-Японской войны в 1904-м году. (Миноносцы в вспомогательные суда адмирала Небогатова были пропущены). Напрашивается сравнение с тем что в 1935-м году, когда Италия пошла войной против Абиссинии и после того, как Лига Наций осудила ее выступление, итальянский военный флот и транспорты в «некоторую категорию» не попали и свободно проходили. Национализация канала Египтом вызвала в мировом политическом мире целую бурю. Западные державы отказались признать одностороннее решение Египта, решение, принятое в нарушение международных договоров. Международная Компания Суэцкого канала отозвала своих лоцманов европейцев, но на их места прибыли лоцманы коммунистического блока. Франция и Англия стали готовиться к военным действиям и сосредотачивать на о. Кипре экспедиционный корпус. Немедленное его выступление подняло бы престиж Европы на Ближ. Востоке. В поднятии же его Европа нуждалась, особенно после того, что в течение ряда лет она показывала политическую несогласованность и часто даже взаимное соперничество. Но под сдерживающим влиянием САСШ (почти не заинтересованных в канале) выступление откладывается. Отсутствие немедленной реакции (кроме словесных заявлений) поднимает престиж Нассера и позволяет ему заключить ряд военных договоров (с Сирией и Иорданией). СССР охотно шлет ему вооружение. Израиль видит свое полное окружение враждебными ему арабскими державами, учитывает увеличение боевой мощи своих врагов в связи с заключением вышеуказанных договоров и поступающим им оружием. В целях предупреждения противника, еще на научившегося пользоваться новым, усовершенствованным, полученным им оружием, в ночь с 29-ое по 30-ое октября Израиль открывает военные действия. Израильские войска переходят границу и в несколько часов занимают Синайский полуостров, разбив египтян. Англия и Франция, со своей стороны, утром 30-го октября предписывают враждующим сторонам разойтись и берут на себя продолжать начатую Израилем войну. Напрашивается вопрос: не было ли выступление Израиля подготовлено тайными переговорами, дабы обойти запрет САСШ активно выступать против Египта? 31-го октября самолеты западных союзников бомбят египетские аэродромы. Египет в ответ закрывает канал, затопляя в его фарватере ряд судов и барж, груженных цементом. Одновременно сирийские партизаны взрывают нефтепроводы Ирак Петролеум Ко. С закрытием канала торговым и пассажирским кораблям пришлось идти давно забытым путем вокруг африканского материка. Прекращение же регулярного поступления нефти в Европу, где на каждые 5-10 ч. жителей приходится автомобиль, где грузовой автотранспорт играет первенствующую роль, где ряды машин промышленных предприятий работают на том или ином нефтяном продукте, поставило ряд европейских стран под угрозу экономического застоя. 6-го ноября англо-французские парашютисты заняли Порт Сайд. ООН, наконец, реагирует, предписывая Англии и Франции прекратить боевые действия и покинуть территорию Египта. «Голубые шлемы» — войско ООН, занимают канал и обеспечивают его расчистку. Они же обеспечивают за Израилем владение «форточки» на восток — порта Шарм а Шейх, на Ахабском заливе. Но в конечном счете, не смотря на поражение, нанесенное Израилем и на десант союзных войск, победителем оказался Египет и особенно СССР, престиж которого высоко поднялся в глазах арабского мира. В 1957-м году канал был очищен. Вопреки уверениям, что Египет не сможет обеспечить его обслуживания, суда свободно стали ходить и согласно статистике, ошибки новых лоцманов не превышают неудач периода владения каналом Международной Компании. В течение некоторого времени даже товары для Израиля или из Израиля смогли проходить при условии, что шли они не под израильским флагом. Положение это продлилось до мая 1959-го года, когда Египет наложил арест на датский корабль с грузом из Израиля на Дальний Восток. С этого времени путь через Суэц оказался закрытым для товаров, идущих в Израиль или из него. Не смотря на то, что торговля Израиля идет в большой степени через канал, Израиль не может подать жалобу в Совет Безопасности, ибо решение Совета может быть сведено на нет вето СССР. Жалоба в Чрезвычайное Общее Собрание ООН также не даст угодных Израилю результатов, ибо все мусульманские страны встанут на сторону Египта, из за чего решение не получит необходимого большинства голосов. Таков один из парадоксов современного мира. Настройка гитары здесь: gitarre.ru/nastroyka-6-ti-strunnoy-gitary-on-line, тюнер для настройки гитары онлайн. | |
Просмотров: 2644 | |
Всего комментариев: 0 | |