Главная » 2013 Июнь 9 » Всеблагость
18:14 Всеблагость | |
Может ли Бог быть всеблагим в указанном мною смысле, если расположить его внутри человека? Хотя, на мой взгляд, ответ и очевиден, всё же разберём подробнее. Что заставляет человека отдёрнуть руку, коснувшуюся горячей сковородки? Рефлекс, говорите? Ну, правильно, конечно рефлекс. Но кто-то же этим рефлексом управляет? Кто-то же определил, что этот рефлекс должен быть и притом быть именно таким, каков он есть? Можно копнуть глубже и вспомнить нервную ткань, нейроны, рецепторы, дойти до химических реакций, но это всё равно ничего не объяснит — нам нужен источник, а не какие бы то ни было результаты его работы или средства для её выполнения. Таких примеров рефлекторных действий каждый может и сам насчитать множество: это действия, связанные и с чувством боли и с чувством равновесия и с чувством страха перед неизвестностью и так далее. Продолжая подборку, нетрудно разглядеть одну закономерность: это всё ситуации, связанные с опасностью (реальной ли, мнимой ли, но — возможной). Следовательно, внутри нас существует какой-то механизм, который позволяет нам действовать в опасных ситуациях неосознанно и мгновенно. Во многих случаях — часто более серьёзных, чем пример со сковородкой — человек начинает реагировать на опасность до того, как его сознание сможет распознать, оценить степень этой опасности и выбрать правильное поведение в сложившейся ситуации. Верующий в таком случае скажет: « Бог уберёг», атеист сошлётся на интуицию. Ну, а почему бы и не Бог? Не тот, конечно, что в облаках, а нормальный, тот, что внутри нас? Я предлагаю пока остановиться на том, что начальным источником для работы такого механизма должно являться нечто, что мы условно и назовём Богом. То, что этот « кто-то (или что-то) внутри нас» существует, следует хотя бы из того, что результаты его работы мы можем видеть буквально повседневно. Сомневаетесь? Потрогайте работающий утюг. Этот «кто-то» всегда действует таким образом, что в сложных ситуациях мы отделываемся испугом или, в крайнем случае, малой кровью. Это ли не признак всеблагости? Что касается сознательной деятельности человека, то я не считаю её проявлением заявленного мною Бога. Причина этого в том, что весь мой жизненный опыт доказывает мне: вся сознательная деятельность человека направлена, в основном, на удовлетворение примитивных потребностей индивидуума и лишь в очень малой степени — на благо человечества… Впрочем, до конца аргументировано изложить свои соображения на эту тему я пока не могу. Религиозные деятели утверждают, что «человек обладает несовершенным разумом и не знает конечной цели Бога», то есть человечество не способно правильно оценить своё предназначение в жизни, а значит — и правильно строить своё будущее. Пожалуй, в чём-то я готов согласиться с таким утверждением, во всяком случае, существуют очевидные, на мой взгляд, вещи, которых разумный человек, заботящийся о себе и своём виде, должен был бы избегать. Хотя очень трудно судить о том, что не проработано человечеством не только тактически, но и стратегически. Вот пример: войны — это добро или зло? Вопрос кажется нелепым? Между тем, уже сейчас ведутся разговоры о том, что человечество очень скоро подойдёт к опасной черте — перенаселению. Ресурсы планеты не позволят прокормить очень большое количество людей. С этой точки зрения войны, как одно из средств уменьшения населения, могут видеться благом…
Да и с другой-то стороны, в нашем мире всё живое, в конечном счёте, поедает друг друга и существование любого вида напрямую или через длинную пищевую цепочку в большей или меньшей степени зависит от существования любого другого. Например, при планируемом полёте к Марсу исследователи подсчитывают: сколько и какие растения и животные должны быть взяты на борт для прокорма космонавтов. В таком мире не так-то просто утверждать, что одно убийство хорошее и служит загадочным целям человечества, а другое — плохое: доводов и за и против можно привести множество. Даже не затрагивая моральную, то есть чисто человеческую сторону убийства. Нет-нет, я вовсе не кровожаден и категорический противник любых войн, но проблема-то перенаселения встаёт и требует своего решения, которого я не знаю и просто перечисляю возможности. Один из возможных путей решения — экологическая оценка ресурсов территорий, определение допустимых пределов населённости и введение жёстких мер по ограничению рождаемости. Этот путь потребует совместных международных усилий, которые в настоящее время практически невозможны — одни страны уже перенаселены, а другие обладают огромными запасами территорий, но не пожелают поделиться ими. И снова оказывается, что войны — проще. Но я отвлекся. Вот вопрос похитрее: если Бог в каждом человеке свой, то как быть с человечеством в целом? Не окажется ли так, что каждый Бог будет заботиться о своём теле, не обращая внимания на нужды соседей? По моему мнению, это лишь кажущееся противоречие. Каждый из нас, даже самый распоследний преступник прекрасно понимает, что все люди не могут поступать преступно по отношению друг к другу, в этом случае всё сообщество быстро погибнет. Откуда это понимание? Неужто простое воспитание? Сомневаюсь. Конечно, «отморозки» всегда были и будут, но Вы можете представить себе не банду, а общество из одних «отморозков»? Бог, работающий за рамками нашего сознания, может направлять нашу деятельность в нужное русло незаметно для нас. Мы просто не осознаём это вмешательство, (да и можно ли называть это вмешательством?), мы считаем все наши поступки вполне сознательными и самостоятельными действиями. Если же чей-то Бог не может преодолеть влияние сознательных преступных запросов, в работу вступает сообщество особей, пытаясь воздействовать на неразумную особь через общественные институты (мораль, право). Таким образом, уже с первых шагов наметился конфликт или противостояние, которое является центральным для любой религии: это противостояние добра и зла, Бога и Сатаны. Богу в предлагаемой теории соответствует неизвестная пока сила, работающая через наше подсознание, а Сатане — сознательная деятельность человека. (Интересным и неожиданным для меня оказалось неплохое совпадение этого положения предлагаемой теории с религиозными взглядами на сознательную деятельность). Этот конфликт будет постоянно возникать по ходу нашего исследования, поэтому специально рассматривать его я не буду. | |
|
Всего комментариев: 0 | |