Главная » 2015 » Декабрь » 29 » Суфийский путь обязателен
17:50
Суфийский путь обязателен
Ислам — это религия, проповедующая покорность Всевышнему – Создателю и Господу всего сущего, Владыке Судного дня. Всевышний в Коране говорит, что Он создал джиннов и людей лишь только для того, чтобы они поклонялись Ему. Это означает, что мусульмане должны строить всю свою жизнь согласно Шариату. Шариат подробно описывает, как мусульманину устроить свою жизнь, в нем есть предписания на все случаи жизни: правила молитвы, приёма пищи, работы, отдыха, отношений с окружающими, поведения в тех или иных ситуациях и т. п., вплоть до утреннего подъёма и вечернего отхода ко сну.

Но, несомненно, лучше, когда человек, даже занимаясь мирскими делами, всё время помнит об Аллахе. Этому учит суфизм (тарикат, тасаввуф). Ученые Ислама считают, что ничто из созданного Аллахом не достойно того, чтобы занимать наши мысли, вытесняя мысли о Нём. Один из величайших дагестанских шейхов накшбандийского тариката Мухаммад-афанди (да будет свята его душа!) говорил: «Мирской деятельностью пусть занимаются руки, но не сердца».

Так что же такое тарикат? Алимы утверждают: «Тарикат – это суть и основа Ислама, это дорога, особый путь, которого придерживается стремящийся к познанию Аллаха».

Мусульманин, имеющий знания об Исламе, никогда не станет утверждать, что суфизм раньше не существовал или что он появился позже. Потому что на суфизме основывается само возникновение и начало Ислама. Наука тасаввуфа требует от мусульманина тренировки своего тела, цель которой – выработка наилучших качеств личности, соответствующих предписаниям Всевышнего, а также очищения сердца и тела от всего отрицательного. Сердце оберегает все остальные части тела от совершения плохих деяний. От степени вероубеждённости и чистоты сердца зависит сохранность частей тела от недостойного. При выполнении обязательных предписаний Шариата наиболее сильным средством для очищения сердца является поминание Всевышнего (зикр). Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) научил своих сподвижников (асхабов) поминанию Всевышнего (зикру) посредством передачи его от сердца к сердцу (талкин). Таким образом, ещё с тех времён этот способ передачи зикра дошёл до нас.

В достоверном хадисе говорится, что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) передал своим сподвижникам два способа совершения зикра: коллективный и индивидуальный. Сподвижник Шаддад (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы находились рядом с Пророком (салляллаху аляйхи васаллям), и он спросил меня: «Есть ли среди нас кто-нибудь посторонний (еще не принявший Ислам)?». Я ответил, что нет. Тогда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) велел закрыть дверь и внушил (талкин) всем зикр «Ля иляха илляллах». Затем он промолвил: «Господи! Ты направил меня с этими словами, и повелел мне повторять их, и обещал Рай тому, кто будет произносить их. Поистине, Ты верен Своему обещанию». Затем он воздал хвалу Господу и обратился к нам: «Благая весть для вас: Аллах простил вам грехи!» С тех пор всегда существовали люди, обучающие зикру посредством внушения (талкин), существуют они и сегодня.

Существуют также хадисы, повествующие об обучении зикру каждого в отдельности. Один из таких хадисов гласит: «Сподвижник ‘Али (да будет доволен им Аллах) попросил Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) наставить его на путь, наиболее приближающий к Аллаху, наиболее доступный для людей и наиболее ценный перед Всевышним. Тогда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ответил: «И я, и те пророки, которые были до меня, не знали более ценных слов, чем «Ля иляха илляллах». Затем он добавил: «Если все семь небес и все семь земель поставить на одну чашу весов, а на другую поставить «Ля иляха илляллах», то вторая чаша перетянет». Он также сказал: «‘Али, Конец Света не наступит до тех пор, пока на Земле будет хотя бы один человек, произносящий слово «Аллах». ‘Али спросил его: «О Пророк Аллаха! Как же мне произносить это слово?». Тогда они оба закрыли глаза, и Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) внушил Али этот зикр».

Другой способ совершения зикра, при котором не задействованы язык и уста, а только сердце, был передан Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) Абу Бакру ас-Сиддику (да будет доволен им Аллах). Он получил название накшбандийского. Зикр, произносимый устами, переданный Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) сподвижнику ‘Али, называется шазалийским. Алимы утверждают, что эти два вида зикра являются основой всех тарикатов. Перечисленные виды зикра были получены ангелом Джибрилем от Аллаха и внушены (талкин) Пророку (салляллаху аляйхи васаллям). После этого Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) внушил его другим. Он не говорил ничего от себя, от своего нафса или по своей прихоти, но передавал всё, основываясь на откровении от Всевышнего и об этом свидетельствует Коран. Обратите внимание, Аллах отправляет к пророкам с откровениями ангела Джабраила. Разве это означает, что Создатель не мог без посредничества ангела Джабраила передать Своим посланникам знания и Священные Писания? Пусть над этим задумаются те, кто называет тарикат нововведением. Если даже тарикат и был бы нововведением, как можно порицать его, если, следуя ему, человек совершенствует свой образ жизни и нрав, приближая его к образу жизни и нраву самого Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).

Большинство алимов утверждают, что суфийский путь обязателен, поскольку тот, чья цель – жить, следуя Шариату, совершенствуясь, познавать Всевышнего, не сможет обойтись без тариката, подобно тому, как искатель жемчуга не сможет достичь своей цели, не нырнув в море.

Невозможно увидеть и распознать душу без ее телесной оболочки, ибо душа – это божественная тайна, которая принадлежит скрытому от человека миру (‘алям-уль-малякут). К примеру, без души тело мертво. Даже если это очень здоровое и сильное тело, не лишенное ни одной необходимой для его существования части, оно не может называться полноценным человеком, пока в нем не будет души. Если же душу и тело соединить в одно целое, тогда получится живой человек. При этом порой даже очень слабые, болезненные и внешне искалеченные люди приносят некую пользу. А какая же польза от мертвого, хотя внешне здорового и совершенного тела, в котором нет души? Подобно тому, как без души невозможно оживить тело, так и для того, чтобы оживить Шариат, необходим тарикат.

Тарикат служит Шариату, украшает его и является инструментом, совершенствующим его. Для того, чтобы очистить сердце человека от болезней, препятствующих приближению ко Всевышнему, таких как зависть, совершение деяний напоказ, желание прославиться, любовь к мирским благам и возвеличиванию, а также другие запретные деяния, необходимо искать духовного наставника. В Коране и хадисах Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) утверждается, что использование лекарств для лечения упомянутых выше болезней и очищения сердца от них является обязательным. Эти болезни станут причиной мук человека на Том свете. Утверждается также, что тот, кто не следует за духовным наставником и не очищает свое сердце, является ослушавшимся Всевышнего и Его Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), поскольку человек не в силах самостоятельно, без помощи определенных для этой цели людей (ахл-уль-иршад) очистить свое сердце от перечисленных выше болезней.

Для убедительности к сказанному можно привести следующую аналогию.

Духовный наставник, или просто устаз, подобен агроному, который выращивает плодовые деревья, периодически производя прополку, очищая поле от вредных сорняков, камней, обеспечивая и обогащая их необходимыми удобрениями, поливая время от времени, для того чтобы деревья окрепли и выросли и, наконец, стали плодоносить.

Таким же образом устаз воспитывает и своего мюрида, постоянно указывая ему правильный путь, избавляя и очищая его сердце от отрицательных качеств и воспитывая в нем положительные качества. В этом и заключается смысл воспитания. Именно поэтому недруги Ислама основной упор в своей идеологии делают на борьбу с тарикатом, его шейхами и их последователями. Они понимают, что, разрушая путь, ведущий к Ихсану, уничтожают саму религию.

Явная и открытая многовековая борьба с Исламом не увенчалась успехом. Потому что, если даже срубить ствол дерева, то корни дадут новые побеги. А новоявленные эмиссары, распространители так называемого «истинного» или «чистого» Ислама (ваххабиты) подобны тем садовникам, которые окапывают деревья, усердно ухаживая за ними, но при этом поливают их серной кислотой, которая губит всю внутреннюю систему, дабы деревья никогда не плодоносили.

Существуют разные пути тариката. В каждом из них существуют особые задания (вирды), способы обучения, которые должны соответствовать их описанию в книгах тариката. У каждого суфийского пути существуют свои имамы, подобно тому, как существуют имамы мазхабов Шариата. Например, имамом накшбандийского тариката является Мухаммад ан-Накшбанди аль-Бухари, имамом шазалийского тариката – Абу аль-Хасан аш-Шазили, имамом кадирийского тариката является ‘Абд-уль-Кадир Гилани, зухдийского тариката – аль-Газали и т. д.

Название тарикатов могут меняться. Например, накшбандийский тарикат первоначально назывался сиддикским, ибо после Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) первым этот путь продолжил Абу Бакр ас-Сиддик. Затем этот тарикат стал называться тайфурийским. Название накшбандийский тарикат окончательно закрепилось за ним, став распространенным в наше время, хотя позже его называли и халидийским, и махмудийским.

Каждый тарикат должен иметь цепочку наставников, начиная с самого Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и заканчивая последним живым носителем этого учения – шейхом. Для тех, кто берется обучать тарикату, самым важным требованием является принадлежность к этой цепочке. Смысл слова «сильсила» (цепь) заключается в том, что все звенья этой цепи непрерывно связаны друг с другом.

Чтобы пояснить, приведём пример: для того, чтобы в наши дома поступало электричество, необходимо, чтобы первоначально оно поступило на общий трансформатор, а уже оттуда происходит его распределение по домам. При этом трансформатор, в свою очередь, необходимо подключить к электростанции. Только в этом случае домашние электроточки – лампочки, розетки, выключатели и т. д., если они в исправном состоянии, по воле Аллаха, будут получать электричество, и дом будет освещен. Именно этот пример мы имели в виду, говоря об особом пути (тарикате). Как мы уже подчеркнули, несмотря на то, что путей тариката много, цель у всех одна – познание Аллаха. К примеру, чтобы совершить паломничество в святые места, одни летят на самолетах, другие едут автобусами, третьи – на легковых машинах, некоторые отправляются пешком и т. д. Каждый отправляется в путь согласно своим возможностям и предначертанным ему Аллахом путём. Но каким бы путем они туда ни добрались, цель у всех одна – совершение обязательного паломничества. Так же и у тарикатских направлений цель одна – стремление к познанию Всевышнего и только.

Шариат – это законы Аллаха и правила служения Ему, которые Всевышний довёл до человечества через пророков и ниспосланные им откровения в Священных Писаниях. Если же говорить о разнице между Шариатом и тарикатом, то, поистине, они являются одним и тем же, и разницы между ними как таковой нет. Тарикат это основа Ислама. Несомненно, что Шариат – это слова, то, что провозглашается устами; тарикат – это соблюдение телом того, что провозгласили уста; хакикат – это состояние души, которое возникает в результате соединения Шариата и тариката; познание Аллаха (ма ‘рифа) является основной целью служения Ему, познание Аллаха посредством истинных знаний. Омовение и очищение, согласно Шариату, осуществляется водой, в случае ее отсутствия – землей (таяммум). В тарикате же омовение осуществляется посредством оберегания своего нафса от следования за страстями. А в хакикате омовение осуществляется путем очищения сердца от всего, кроме Аллаха.

Из всего этого следует, что для того, чтобы совершаемый нами намаз стал истинным, в нем должны соединиться воедино Шариат, тарикат и хакикат. Всё это говорит о тесной связи между Шариатом и тарикатом в служении Всевышнему.
Категория: Коран сегодня | Просмотров: 1312 | Добавил: vsyvera | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]