Главная » Файлы » Поэмы древних чаньских мастеров |
Созерцание сознания
18.01.2015, 15:47 | |
Смотри на тело как на то, что нереально, Как на зеркальный отблеск слабый, иль отражение луны в воде. Сознанье созерцай как то, в чем формы нет, Но то, что чисто и светло. Не возникает мысли ни единой. Пустотно, неспособно к восприятью, спокойно, но наклонно к озаренью, Всецело, как Великая Пустотность, Содержит все чудесное в себе. Нет ни прихода, ни ухода, Нет внешности и нет обличья, Искусные бесчисленные средства Все из единого сознания возникли. Вещественному чуждый бытию — Преграде постоянной этой, — Превратных мыслей не держись. Они иллюзии рождают. Внимательно сознанье созерцай, Пустое, всех лишенное вещей. Но если чувства вдруг взыграют, Ты в заблуждение впадешь. И в миг решающий верни обратно свет. Что озаренье мощное несет. Пропали тучи, небо чисто. Сверкает солнце ясным светом. Коль ничего в сознанье не возникнет, То и вовне не отразится ничего. То, признаки чему присуши, Не есть исконная реальность. Коль видишь мысль в ее возникновенье, Осознанность ее рассеет тут же. Какой аспект сознанья ни возникнет, Гони его, сейчас же разрушай. И благотворные аспекты, и дурные Преобразить способен дух. Священное с обычным возникают Согласно нашим мыслям и желаньям. И чтенье мантр, и созерцание сознанья — Лишь травы для зерцала полировки. Когда исчезла пыль, Их тоже нет. Великие духовные уменья В сознании присутствуют всецело. Рай, или Чистая Земля, Доступны по желанью всем. Не нужно к истине стремиться, Сознанье – изначально Будда. То, что знакомо, вдаль уходит, Что неизвестно – лучший друг. И днем и ночью, Все чудесно. Ничто смутить тебя не может. Вот сущность какова сознания. Хань-шань Дэ-цин был одним из четырех великих чаньских наставников, которые жили в конце правления династии Мин. Его автобиография, содержащая подробное описание его практики и просветления, была переведена на английский язык Чарльзом Луком и опубликована в книге «Практический буддизм». (Этого Хань-шаня нельзя смешивать с другим поэтом, носившим такое же имя и известным на Западе как Холодная Гора.) В семь лет его уже посещали сомнения относительно его происхождения и судьбы. В девять лет он поступил в монастырь, а в девятнадцать стал монахом. Его первые попытки практиковать Чань были бесплодны, и он обратился к практике повторения имени Будды, что привело к лучшим результатам. После этого он возобновил практику Чань и добился более существенных успехов. Слушая «Аватамсака-сутру», он постиг, что в Дхармадхату, мире всех явлений, даже самая крошечная вещь содержит и себе всю вселенную. Затем он прочитал еще одну книгу под названием «Веши неподвижны» и пережил еще одно просветление. Он написал стихотворение, в котором есть такие слова: Смерть и рожденье, день и ночь, Течет вода и вянет цвет, Только теперь я начал понимать, Что ноздри вниз обращены. В другой день во время ходьбы он внезапно достиг самадхи и пережил ощущение ослепительного света, подобного огромному совершенному зеркалу, с горами и реками, в котором отражается все, что существует на свете. Когда он вышел из этого самадхи, его тело и сознание были совершенно ясными; он понял, что нет ничего, что можно было бы обрести. Тогда он написал такое стихотворение: Во вспышке мысли единичной Вдруг быстрое сознание утихло. Внутри, снаружи, Чувства и объекты — Все лучезарно. И, совершив переворот всецелый, Великую Пустотность я разрушил. И проявлений десять тысяч, Возникнув, гибнут Без одной причины. Много лет ведя жизнь странствующего монаха, Хань-шань изучал Чань под руководством нескольких выдающихся наставников и проводил длительные периоды времени в одиночестве в горах. Он участвовал в альтруистических акциях, проповедовал Дхарму и разъяснял сутры. Он был ученым и плодовитым писателем и оставил после себя много трудов обо всех аспектах буддизма. Он воплотил в себе идеал бодхисаттвы, развивающего мудрость через медитацию, изучение и сострадательное действие. | |
Просмотров: 1756 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |