Молодой врач из Токио по имени Кусуда встретил своего школьно- го друга, который учился Дзен. Молодой врач спросил его, что такое Дзен. "Я не могу сказать тебе, что это,- сказал друг. - Но одно я знаю точно. Если ты понимаешь Дзен, ты не должен бояться смерти". "Прекрасно,- сказал Кусуда. - Я должен попробовать это. Где можно найти учителя ?" "Пойди к мастеру Нан-ин,"- посоветовал ему друг. Итак, Кусуда собрался пойти к мастеру Нан-ин. Он понес с обой кинжал длиной днвять с половиной дюймов, чтобы проверить, действительно ли сам учитель не боится смерти. Кога Нан-ин увидел Кусуду, он воскликнул: "Привет, друг! Как поживаешь? Давненько мы не виделись!" Это привело Кусуду в недоумение и он ответил: "Мы никогда не встречались до сих пор." "Верно,- ответил Нан-ин. - Я спутал тебя с другим врачем, кото- рый учился здесь." После такого начала Кусуда потерял всякую возможность испытать мастера, поэтому он спросил, нельзя ли ему обучиться Дзен. Нан-ин сказал:"Дзен не трудная вещь. Если ты врач, лечи своих пациентов с добротой. Это и есть Дзен." Кусуда приходил к Нан-ину трижды и трижды Нан-ин говорил одно и тоже:"Врач не должен терять времени здесь. Иди домой и заботься о своих больных." Кусуде не ясно было, как такое обучение сможет прогнать у него страх перед смертью. Поэтому в свой четвертый визит он пожаловался: "Мой друг сказал мне, что когда человек учится Дзен, у него про- падает страх смерти. Каждый раз, когда я прихожу к тебе, все, ты гово- ришь мне, это: заботься о своих пациентах. Я прекрасно знаю это. Если это и есть ваше так называемое Дзен, я больше не буду ходить к тебе". Нан-ин улыбнулся и похлопал доктора по плечу: "Я был слишком строг к тебе. Позволь мне дать тебе коан." Он предложил Кусуде поработать над проблемой Дзету [Дзйоту] "Ти" (ничто), которая является первой задачей для просветления ума в книге под названием "Врата без входа". Кусуда решал эту проблему "Ти" два года. В конце этого срока ему показалось, что он достиг определен- ности ума. Ho учитель сказал:"Ты еще не готов." Кусуда продолжал заня- тия концентрацией еще полтора года. Его ум стал спокойным. Проблема постепенно исчезла. ичто стало истиной. Он хорошо лечил своих пациентов, и, даже не зная этого, был свободен от жизни и смерти. Когда он снова навестил Нан-ина, его старый учитель только улыбнулся.
|